Внеклассная работа и геймификация
Мой многолетний педагогический опыт показывает, что способности и профессионализм преподавателя не приносят желаемого результата, если участники образовательного процесса не будут иметь главного – желания учиться.
Проблема мотивации наших обучающихся (профессиональных ОУ) к освоению общеобразовательных дисциплин особенно актуальна, и преподаватель вынужден искать такие формы, методы, технологии, которые гарантировали бы положительный результат.
Вовлечение и мотивация обучающихся в образовательном процессе сейчас называется «геймификацией образования».
То же самое, но называемое внеклассной работой по предмету, очень широко и успешно применялось в советской школе, особенно в 70-х, 80-х годах, когда полное среднее образование, тогда оно было десятилетним, стало для всех обязательным.
В каждой школе были такие девяти- и десятиклассники, которые испытывали трудности в освоении школьной программы и нуждались в специально созданных условиях для успешного обучения.
Как создать условия для обучения с удовольствием
Во все годы своей педагогической работы я стараюсь убедить своих воспитанников, в том числе и личным примером, что учиться можно, получая удовольствие от этой деятельности, получая радость, сильные эмоции; уделяю особое внимание формированию мотивации и самомотивации к учению.
«Все радости быстротечны, и только одна доступна нам постоянно, если мы познаем ее, — радость ученичества» (С.Л. Соловейчик).
Чтобы дать почувствовать обучающимся «радость ученичества», создаю условия в образовательном процессе, в том числе, организуя внеклассную и внеурочную самостоятельную работу: интеллектуальные игры, олимпиады, различные конкурсы, разнообразные нестандартные уроки, готовлю к участию в научно-практических конференциях и т.д.
Оцениваю все виды деятельности обучающихся по рейтинговой системе, а также учитываю их возрастные и индивидуальные особенности.
Возрастные особенности обучающихся
Возрастные особенности обучающихся в системе профессионального образования (15 – 21 год) следующие: на фоне физиологической перестройки протекает психологический кризис, а вследствие этого – неуравновешенность; социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости; ведущая деятельность — общение со сверстниками, которое формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время – отстаивать свои права; даёт чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Изменения в интеллектуальной сфере приводят к появлению способности учиться самостоятельно.
В то же время подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.
Привлекательность мероприятия покажем в Положении
Самое важное в подготовке и проведении внеклассных мероприятий — привлечь к участию и заинтересовать ею как можно больше обучающихся.
Для этого я разрабатываю к каждому внеклассному мероприятию, по каждому виду внеаудиторной самостоятельной работы Положение, в котором отражается привлекательность данного мероприятия для каждого участника в виде дополнительных баллов к индивидуальному рейтингу по учебной дисциплине или документа (грамоты, диплома, сертификата участия) для пополнения личного портфолио участника.
Положение о(об) ….(название внеклассного мероприятия) включает следующие разделы:
1.Общие положения (Цели. Задачи. Порядок организации и проведения). 2.Участники. 3.Организационно – методическое обеспечение. 4.Подведение итогов и награждение победителей.
Интеллектуальные игры
Методика проведения интеллектуальных игр универсальна, может применяться преподавателем любой учебной дисциплины в любом образовательном учреждении.
Интеллектуальные игры можно проводить по определённой области знаний, одной УД: химическое многоборье, химический хоккей, химический ералаш, химическими тропами… Но я чаще провожу интегрированные внеклассные мероприятия: игры «Брейн – ринг», «Полёт на Луну», «Экспертизу проводят знатоки», праздник «Путь к успеху», турнир знатоков, дуэль эрудитов, интеллектуальный марафон и т.д., и т.д.
Игра во всех её формах развивает самостоятельность обучающихся, их творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление.
В отличие от кроссвордов и ребусов интеллектуальные игры не только пробуждают интерес, но и стимулируют обучающихся к решению задач вообще.
Игры вызывают интеллектуальный азарт: хочется решить, догадаться, сделать это раньше других.
Введение в учебный процесс интеллектуальных игр эмоционально окрашивает деятельность не только обучающихся, но и педагога. Обучающиеся могут проявить себя в игре с самых разных сторон: кто-то блеснёт эрудицией, кто-то артистизмом, а кто-то откроет в себе такие способности, которые не проявляются в обычной учебной деятельности.
В процессе неформального общения возникает взаимопонимание, расширяется круг друзей, а любая созидающая деятельность способствует развитию у обучающихся позитивных качеств, развивает творческие способности и создает условия для самовыражения. Участники игры получают важный опыт достойного восприятия жизненных неудач, учатся не отчаиваться, верить в свои силы, делать выводы на будущее.
Олимпиады провожу для талантливых, одаренных обучающихся, могущих самостоятельно, получая консультации преподавателя, освоить некоторые разделы учебной дисциплины; при этом моя задача — научить логике, решению нестандартных задач – не угадывать, а уметь рассуждать.
Написание рефератов — одна из форм исследовательской, научной работы обучающихся с целью повышения самостоятельности, расширения их научного кругозора, ознакомления с методологией научного поиска.
Подготовка доклада, реферата и выступление на научно-практических конференциях разного уровня наиболее эффективная форма внеаудиторной самостоятельной работы для освоения общих компетенций.
Более 20 лет я организую проектную деятельность обучающихся, несмотря на её трудоёмкость и немалый расход личного времени.
Решение об участии принимает обучающийся
Внеклассная работа обучающихся организуется мной с учетом их познавательных возможностей. В течение года я провожу разные мероприятия: для «сильных» и «слабых», «творческих» и «исполнительных», «эрудитов» и «практиков»;
ГДЕ принять участие обучающийся выбирает сам, получая мою помощь и поддержку при необходимости.
Во внеклассных мероприятиях создаются нестандартные ситуации, которые способствуют формированию общих компетенций ОК3, ОК2, а их соревновательный характер – формированию ОК6, конкурсы творческих работ – освоению ОК4, ОК5.
В школе во внеклассных мероприятиях успешно осваиваются УУД (универсальные учебные действия).
Анализируя итоги проведенных внеклассных мероприятий, выполненной внеаудиторной самостоятельной работы, оценивая участие в этой деятельности каждого обучающегося и всей группы по рейтинговой системе, согласно разработанных Положений, можно вести мониторинг общих компетенций (УУД).
Применяемые мной в образовательном процессе, в том числе для оценивания деятельности во внеклассных мероприятиях, — Коллективный поурочный рейтинг (КПР 0-5 баллов) и Индивидуальный поурочный рейтинг (ИПР 0-5 баллов), учитывают такие показатели общих компетенций: самостоятельность, ответственность, сложность работы; мотивация и целеполагание, работа с информацией, анализ результатов и коррекция собственной деятельности, умение учиться, деловое общение.
В 2014 – 2015 учебном году мной проведены следующие мероприятия: олимпиада по химии (1 и 2 тур), конкурс творческих работ «Химия в нашей жизни», «Химия в профессии», конкурс «ВО группа!» (высокоорганизованная группа).
Считаю, что проведенные мероприятия позволили принять посильное участие всем обучающимся, желающим изменить свой рейтинг по химии и получить желаемый результат. Обучающиеся групп №№… имеют более высокие познавательные способности и проявили интерес к олимпиаде; обучающиеся групп №№… имеют низкие познавательные способности, в этих группах многие пересдавали ГИА за 9 класс, поэтому они смогли повысить свой рейтинг участием в конкурсе творческих работ. Победить в конкурсе «ВО (высокоорганизованная) группа!» и реально повысить свой рейтинг по химии за 1 полугодие обучающимся групп №№… помог интерес руководителей группы – мастеров п/о и классных руководителей — к этому мероприятию, и наши совместные педагогические воздействия.
Так, участники олимпиады и конкурса творческих работ добавили к индивидуальному рейтингу по химии за 1 полугодие 2014 – 2015 учебного года до 10 баллов, призеры конкурса «Высокоорганизованная группа!»: от 9 до 30 баллов.
Выводы
При организации внеклассной работы обучающиеся получают:
— возможность увеличить свой рейтинг, при этом получить оценку или повысить оценку по УД, используя не только учебные, но и творческие способности,
— реализовать определенные амбиции и повысить свой статус в группе,
— получить необходимую индивидуальную помощь от преподавателя,
— а главное, саморазвиваться и
— осваивать общие компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 или УУД (универсальные учебные действия).
По организации и проведению интеллектуальных игр и других внеклассных мероприятий в школе и ОУ СПО можно получить индивидуальную консультацию автора.
По проблеме организации внеклассной работы в соответствии с новым ФГОС (Федеральным образовательным стандартом) я выступала на семинаре, мной написана статья на Педсайт «Компетентностный подход во внеклассной работе».
Читать отзывы о руководстве проектной деятельностью