ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА «УНИВЕРС»
В учебной деятельности, как и в любой другой, можно совершенствоваться и достигать высот.
Но иногда в процессе обучения возникают препятствия на пути к успеху. Разные проблемы возникают как у обучаемых, так и у обучающих.
Давайте разберёмся с причинами неуспеха в обучении и возможностью их устранения.
Успешный в обучении — ВЫИГРЫВАЮТ ВСЕ!!!
Пояснительная записка
Особенность содержания программы состоит в том, что она подводит к размышлению обучающихся над причинами возникновения жизненных проблем; размышлению о достижении успеха в жизни; об ответственности человека за свои слова и действия, свой жизненный выбор и судьбу; о подстерегающих на жизненном пути опасностях.
Данная программа даёт знания по социологии, психологии, валеологии, деловому общению, необходимые для социальной адаптации обучающихся в образовательном учреждении и успешной интеграции в самостоятельную жизнь. Обучающиеся получают педагогическую поддержку при взаимодействии с миром, учатся управлять своим поведением, получают опыт взаимоприятного общения в деятельности по представленной программе.
Программа имеет теоретическую и практическую направленность. Это личностно-ориентированная интегрированная программа, предполагающая обучение и самообучение при обязательной педагогической поддержке преподавателя.
Подготовить обучающихся к деловому общению, изменению отношений со значимыми людьми, наработке опыта разрешения конфликтных ситуаций, преодоления стрессовых напряжений, эффективному управлению собственным поведением призвана данная программа, а темы общения, ценностных ориентаций являются ведущими.
Цели: учить обучающихся выбору способа поведения в конкретных жизненных и учебных ситуациях согласно моральным и правовым нормам в обществе, учить общению и сотрудничеству в группе и в социальных сетях, формировать социальные компетенции и общие компетенции ОК2, ОК4, ОК5, ОК6, создать условия для освоения навыков проектной деятельности (по возможности и желанию обучающихся), способствовать их социальной адаптации.
Задачи:
- Создать условия:
— для самопознания и формирования адекватной самооценки обучающихся;
— для освоения приёмов самовоспитания, самообразования, развития творческих способностей;- для освоения навыков успешного взаимодействия с другими;
— поверить в свои возможности быть успешным;
— для общения и сотрудничества в группе и в социальных сетях;
— для освоения поисковых, исследовательских действий
- Расширить объем знаний обучающихся о человеке и окружающем мире.
Организация работы по программе
На реализацию программы отводится 72 часа занятий. 1 часть занятия — 1 час (60 минут) — в форме клуба общения — различные развивающие игры, тренинги, упражнения, обсуждения, беседы; 2 часть – 0,5 часа (30 мин)- практическое занятие – заполнение Рабочей тетради по теме занятия или работа в интернете. Заседания клуба общения – 1 раз в неделю, по необходимости – индивидуальные занятия. Если желающих заниматься по программе более 15 человек, занятия в двух группах будут более результативными.
Ожидаемые результаты
Критерием успешного освоения программы является освоение социальных компетенций: умения действовать согласно социальным нормам, правилам и ожиданиям; умения действовать в нестандартных ситуациях, нести ответственность за результаты своих действий и слов; умения взаимодействовать в команде и с преподавателем; умения решать задачи личностного развития (в соответствии с диагностикой).
Освоение программы предполагает применение обучающимися рекомендаций по саморегуляции, самоконтролю, самовоспитанию, самообразованию, развитие рефлексии и поисковых действий.
Материал данной программы дает возможность получить теоретические знания по деловому общению, самопознанию, саморегуляции, моделированию взаимоотношений с другими людьми: сверстниками, старшими и младшими по возрасту, и приёмы применения этих знаний на практике.
Диагностика развития обучающихся предполагает использование методик, формирующих отношение воспитанника с окружающим миром и самим собой, развивающих личностные качества, рефлексию и положительные эмоции, обеспечивающих ценностные переориентации.
Результаты освоения программы выявляются целенаправленным и последовательным наблюдением преподавателя, руководителя клуба общения, за изменением поведения и деятельностью обучающихся на занятиях, в жизненных ситуациях вне учебной деятельности, активным и осознаным заполнением Рабочей тетради или своей страницы в соцсетях, выполнением самостоятельных работ и включенностью обучающхся в общественную жизнь образовательного учреждения, диагностикой классных руководителей.
Обучающиеся должны иметь представление:
-об этикете в современном деловом общении
-о роли имиджа в деловом общении
-о способах общения с различными людьми
-об условиях профессиональной успешности
-о понятиях «личность», «коллектив», «авторитет»
-о возможных причинах конфликтов
-о проявлениях агрессии
-о здоровом образе жизни
Обучающиеся должны знать:
-социальные нормы и правила
-способы преодоления негативных эмоций
-способы преодоления стрессовых состояний
-способы избегания межличностных конфликтов
-телефоны доверия для обращения в трудных жизненных ситуациях
Обучающиеся должны уметь:
-адекватно оценивать свои способности и возможности
-мотивировать себя к труду
-управлять своим поведением, быть адекватными в учебной ситуации
Содержание
Тема 1. Роль общения в социальной адаптации
36 часов
Занятия 1-6. Знакомство. Диагностика. Культура общения в группе. Познание себя: темперамент и характер. Притча о мальчике. Социализация как постоянный рост. Изменение личности. Заполнение рабочей тетради: Кто я? Самостоятельная работа: придумать название и эмблему клуба общения.
Занятия 7-12. Взгляд на проблему с разных сторон. Правила поведения в трудных жизненых ситуациях. Заполнение рабочей тетради: Самохарактеристика.
Занятия 13-18. Этикет в общении современного делового человека. Внутренняя культура. Заполнение рабочей тетради: основные понятия делового общения; золотое правило нравственности; советы Дейла Карнеги.
Занятия 19-24. Волшебные пятёрки: пять «можно», пять «нельзя», пять «хорошо», пять «надо» для других, пять «нужно» для себя, пять правил честности, пять правил дружбы и товарищества. Притча о кофе. Заполнение рабочей тетради: Самовоспитание.
Занятия 25-30. Умение жить среди людей. Толерантность. Круг общения. Развитие отношений в коллективе. Истинный и ложный авторитет. Влияние ненормативной лексики на человека. Заполнение рабочей тетради: социальные нормы и правила.
Занятия 31-36. Улучшение отношений. Умение действовать в команде. Преодоление барьеров в общении. Сила добрых слов. Формирование реальности словами. Самоконтроль. Заполнение рабочей тетради (социальный проект): моделирование отношений.
Тема 2. Ценностные ориентиры при решении жизненных проблем
36 часов
Занятие 37-42. Поиск смысла жизни. Понимание социальной значимости своей профессии. Общественные и индивидуальные ценности. Духовное самоопределение. Самообразование как ценность. Заполнение рабочей тетради: Зачем я? (Ваши цели и намерения); полезные привычки для успешного обучения и самообучения.
Занятие 43-48. Уровень притязаний. Самоутверждение. Умение организовывать собственную деятельность. Наслаждение жизнью. Притча о двух черешнях. Заполнение рабочей тетради: этапы переориентации самого себя.
Занятие 49-54. Эмоции и чувства. Способы преодоления отрицательных чувств. Межличностные и внутриличностные конфликты. Умение действовать в нестандартной ситуации, нести ответственность за свои поступки и слова. Заполнение рабочей тетради: способы регулирования эмоциональных состояний.
анятие 55-60. Вредные привычки. Воздействие никотина, алкоголя, наркотических средств на организм. ВИЧ-инфекция, СПИД. Видеофильм «Дневник Насти». Здоровый образ жизни на пути к успеху. Самостоятельная работа по созданию плаката на тему: «Здоров будешь – всё добудешь».
Занятия 61-66. Опасности для свободы личности. Как противостоять манипуляторам. Разрушительное влияние на человека сект и культов. Как сказать «нет» в личной жизни и в общении. Интернет –зависимость. Самокоррекция собственной деятельности. Заполнение рабочей тетради: телефоны доверия; куда можно обратиться в трудной жизненной ситуации.
Занятие 67-72. Защита проектов и самостоятельных работ. Самостоятельные работы в виде рисунков, плакатов, заполненных рабочих тетрадей, памяток и т.п. по изученным темам. Диагностика.