Заканчивая тридцать пятый учебный год, подтвердив в этом учебном году высшую квалификационную категорию в очередной раз, ищу единомышленников и последователей.
Мой педагогический опыт формировался в общеобразовательной школе, продолжил формироваться в условиях образовательного процесса техникума, в настоящее время я работаю в городской школе-интернате.
Являясь представителем педагогической династии Сементины- Мурашевы — Меньшиковы с двухсотлетним педагогическим стажем, я использую в своей работе опыт трех учительских поколений.
Любовь к учению, радость от умственного труда я получила в юности. Это традиции моей многочисленной педагогической семьи. С тех пор и по сей день я постоянно занимаюсь самообразованием, оно стало для меня жизненной ценностью.
Я люблю учиться и постоянно ищу методы, которые позволили бы и моим ученикам почувствовать «радость ученичества».
Как многие современные преподаватели, я искала технологию организации работы с обучающимися такую, чтобы получать гарантированный ожидаемый результат в образовательном процессе.
В 2008 году мной была разработана авторская образовательная технология при сотрудничестве с кафедрой естественнонаучных дисциплин ИИПКРО (Иркутского института повышения квалификации работников образования), которая обеспечивает программно-целевое управление образовательным процессом в классе, предполагает адаптированное обучение и компетентностный подход в обучении любому предмету, я вела их несколько, использование поурочного рейтинга, научной организации труда обучающихся, влияющее на их положительно-направленное саморазвитие.
Спустя время, я нашла подходящее название данной технологии: «Технология портфолио процесса».
Стефановская Т.А. рассматривает технологию «Портфолио» как организацию педагогического процесса, как совокупность действий, способствующих возникновению и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, а также организацию педагогического процесса в соответствии с определенной теоретической парадигмой.
Селевко Г.К. определяет технологию «Портфолио» как систему функционирования всех составляющих компонентов педагогического процесса, базирующуюся на научной основе, запрограммированную во времени и пространстве и способствующую достижению намеченных результатов.
Педагогическая идея портфолио: фокусировка внимания на успехах в усвоении темы/раздела или учебного предмета; объединение качественных и количественных оценок деятельности; преобладающая роль самостоятельной оценки над внешней оценкой успешности ребенка.
Портфолио процесса отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показывать весь процесс обучения в целом, то, как обучающийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определенными умениями как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, портфолио процесса учитывает рефлексию обучающимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки.
Портфолио процесса показывает объединение имеющихся у обучающихся знаний, компетенций для выполнения различных видов работ. Отражает рефлексию обучающихся на процесс обучения с помощью таблиц.
Технология портфолио процесса — способ фиксации, накопления и оценки достижений школьника в определенный период его обучения. Технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности.
Оценивание деятельности обучающихся рейтингом на каждом уроке позволяет им учиться быть «зрителями своих желаний», развивает их самоконтроль и навыки самокоррекции. Например, хочется на дискотеку, а надо проработать литературу к реферату или готовить домашнее задание к занятию, т. к. это повлияет на поурочный рейтинг класса; или уже на занятии – хочется поговорить с соседом, а надо выполнять рекомендации преподавателя, чтобы в будущем получить желаемый результат.
IQ повысить непросто, зато каждый обучающийся может вырабатывать характер, укреплять силу воли и учиться умению смотреть отстраненно на свое желание получить немедленное его удовлетворение. Постепенно привычка к самоконтролю на уроке распространяется и на повседневную жизнь.
Мной было разработано Положение конкурса «Высокоорганизованный класс!» (ВО класс!), которое упорядочивает систему рейтингового оценивания на каждом уроке, создает соревновательность между классами/группами, мотивирует «быть зрителем своих желаний» в пользу выполнения учебных задач. По итогам полугодия/четверти выбирается победитель конкурса. Независимо от контингента, уровня мотивации, уровня знаний по предмету обучающиеся осваивают принципы НОТ(научной организации труда), повышают интерес к предмету, учатся ставить интересы коллектива выше собственных желаний, начинают радоваться процессу обучения, обучаются самостоятельности и ответственности, то есть учатся учиться.
Оценивание всех видов деятельности обучающихся по рейтинговой системе происходит с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Важно отметить, что Технология портфолио процесса реализует учет того, что знает и умеет обучающийся на всех его этапах с помощью поурочного рейтинга, который выставляется учителем в листы контроля в течение каждого урока, активность и включенность обучающегося в учебную работу.
Рейтингом оценивается индивидуальная и коллективная деятельность. Рейтинговая система оценивания применима при очной и дистанционной форме обучения.
Личный рейтинг переводится в оценку пятибалльной системы и выставляется в электронный журнал, а коллективный рейтинг учитывается в конкурсе «Высоко-организованный класс» («ВО класс!»), итоги которого еженедельно подводятся учителем и находятся во всеобщем обозрении на классной доске в кабинете.
В этом рейтинге определены следующие позиции для оценки:
0-1 балл — соблюдение требований НОТ обучающимися (рациональное использование времени, организация рабочего места, забота о здоровье, соблюдение правил техники безопасности труда в кабинете химии;
0-1 балл — готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек, отсутствие опоздавших, отсутствие без уважительных причин обучающихся);
0-1 балл — за выполнение требований для обучающихся (отсутствие посторонних предметов – сотовых телефонов, адекватное поведение во время урока)
0-1 балл — подготовка к уроку (участие в актуализации знаний в начале урока)
0-1 балл – работа на уроке (активность в течение урока, внимательность, точность и аккуратность выполнения распоряжений)
Итого: 0-5 баллов (поурочный рейтинг).
По условиям конкурса:
4.0 — 5 баллов — повышение итоговой оценки за полугодие (год) на 0,5 балла каждому обучающемуся в классе/ группе;
4.0 — 4,5 баллов — освобождение от тематического зачета;
3,5 — 4,0 баллов — письменный и устный контроль (тематический зачет);
3.0 – 3,5 баллов – контроль со стороны классного руководителя;
ниже 3 баллов – контроль со стороны администрации.
Поурочный балл определяется на каждом уроке преподавателем совместно с обучающимися, выставляется в информационный лист преподавателя. Помимо осуществления мониторинга качества образовательного процесса по установленным параметрам поурочный рейтинг позволяет обеспечить его своевременную коррекцию.
Опорным конспектом по теме или тематическим зачетным листом задается стандарт образования, а на какой уровень изучать данную тему обучающийся определяет сам, в зависимости от целей обучения (самопрогноз достижений на начало учебного года, корректировка по уровню учебных возможностей в течение года по диагностике).
Таблицы самоконтроля позволяют обучающимся учитывать свои достижения самостоятельно. Умение, переходящее в навык, оценивать свою работу на уроке, способствует развитию УУД(универсальных учебных действий): самодисциплины, самоорганизации, самоконтроля, т.е. подростки УЧАТСЯ УЧИТЬСЯ. Научить себя учиться, значит, избавить себя от многих жизненных трудностей (https://www.litres.ru/anastasiya-mihaylovna/nauchis-uchitsya-kak-uchitsya-legko-i-s-udovolstviem/chitat-onlayn/).
Компетентностный подход находит отражение в постановке диагностичных целей, планировании обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде наблюдаемых действий обучающихся, разбивке обучения на отдельные воспроизводимые обучающие циклы. Данный подход обеспечивает полную управляемость процессом обучения, гарантированность конечного результата в виде общих компетенций /УУД. На каждом уроке определяется поурочный рейтинг (https://universmen.ru/novosti/komu-na-rusi-dostupno-kachestvennoe-obrazovanie.html).
При этом учитывается освоение обучающимися общих компетенций /УУД.
Рейтинговая методика оценивания результатов обучения основана на учете накапливаемых баллов за выполнение различных видов деятельности в течение некоторого периода времени.
Рейтинговая методика оценивания:
- учитывает индивидуальные особенности обучающихся;
- позволяет в любом виде деятельности выделить компоненты для оценивания, учитывает все достижения как обучающегося, так и класса/группы;
- стимулирует обучающихся работать в течение всего урока, в течение всего учебного года;
- обеспечивает объективность оценки образовательных результатов;
- своевременно информирует о ритме работы каждого обучающегося , класса/группы в целом;
- процесс оценивания для обучающихся объективный и открытый;
- дает необходимую информацию для управления образовательным процессом.
Главное в этой педагогической деятельности – не скатиться до формализма, обеспечить открытость, привлекать к обсуждению оценок самих обучающихся. При выполнении этих условий поурочный рейтинг развивает навыки самоконтроля и самокоррекции, позволяет отслеживать свои результаты на каждом уроке, вырабатывает характер, укрепляет силу воли, способствует саморазвитию, формирует взаимную ответственность за результаты класса/группы.
Технология портфолио процесса реализуется в несколько этапов:
- Утверждение директором образовательной организации Положения конкурса «Высокоорганизованный класс!»;
- Ознакомление обучающихся с Положением конкурса;
- Планомерное, последовательное и целенаправленное применение рейтинговой методики оценивания, технологии портфолио процесса, компетентностного подхода, принципов научной организации учения на своих уроках.
Хорошим подспорьем будет пропаганда среди обучающихся правил победы в учении (https://vk.com/topic-94440305_46691987):
- Учись с азартом
- Учись на ошибках
- Равняйся на лучших.
А также обучение быть «зрителем своих желаний», быть ответственным за свои результаты в учебе (https://universmen.ru/novosti/komu-na-rusi-dostupno-kachestvennoe-obrazovanie.html). И обучать личным примером (https://universmen.ru/novosti/obuchenie.html).
Таким образом, рейтинговая методика оценивания всех видов деятельности обучающихся в образовательном процессе, технология портфолио процесса позволяют увидеть его динамику и по каждому обучающемуся. Сказать, как он занимался и каких успехов достиг на каждом уроке (этапе), в каждом виде деятельности, чего достиг в течение учебного года, наименование его проекта, вид выполненной работы, почему такой результат, а не только его оценку по предмету. Конкурс «ВО класс!», разработанный и апробированный мной в течение многих лет, позволяет УПРАВЛЯТЬ учебным процессом в каждом классе в течение всего учебного года, гарантирует позитивную динамику в УВП.
Конечно, обеспечивать такой подход в образовательном процессе непросто, требует последовательности, систематичности, проявления воли как преподавателем, так и обучающимися. Но такая работа позволяет УПРАВЛЯТЬ образованием (обучением, развитием, воспитанием) подростков, корректируя вовремя образовательный процесс. ИТОГ: довольные ученики и их родители.
Я разделяю точку зрения В. Ключевского: большой результат достигается малыми, но постоянными усилиями.