«Образование есть то, что остается, когда забывается всё, чему нас учили» /А. Эйнштейн/
В этом учебном году двум ученикам – десятиклассникам по химии я поставила за год оценку «3», не принимая во внимание тот факт, что эта «тройка» у них из итоговых оценок – единственная.
Родители были возмущены и недовольны тем, что учитель не посчитал необходимостью понизить уровень требований к их детям на основании заверений, что «химия им не нужна».
«Пусть эта «тройка» будет на совести учителя», — заявила одна из родительниц.
Я работаю в образовании 33 года. Имею высшую квалификационную категорию.
Последние 20 лет отношения всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей, — постепенно менялись, как менялась сама школа.
В настоящее время школа не учит и воспитывает, а оказывает образовательные услуги, и я часто слышу вопрос от недовольных родителей: «Чем там (в школе), вообще, учителя занимаются?»
При этом родители часто – не помощники учителя, а наблюдатели.
Иногда родители оказывают открытое противодействие учителю, жалуются на учителя администрации: слишком высокий уровень требований, придирается к ученикам, мало интересных фильмов показывает на уроках и т.п.
Я отношусь к педагогической династии с 200- летним стажем. В моей семье всегда говорили: «Учитель и родитель воспитывают личным примером. Воспитание в школе – это главное, ради чего дети в школу ходят».
ЗАЧЕМ, ЧЕМУ и КАК учить – вечные вопросы образования, которые решаются или НЕ решаются во всех образовательных процессах: в школах, в техникумах и ВУЗах, на разных онлайн-курсах в интернете, на занятиях с репетиторами и т.д. и т.п.
Я уверена, что никогда и никто не сможет заменить учителя-профессионала, т.к. нельзя СОЗДАТЬ/ воспроизвести профессиональную интуицию. Учитель – творец и создатель учебного процесса, и его непосредственный участник, имеющий возможность мгновенного реагирования, изменения учебной ситуации.
Более 20 лет я помогаю своим воспитанникам получать высокие результаты не только по химии, но и по другим учебным дисциплинам. Сталкиваясь постоянно и повсеместно с недоучками и дилетантами в жизни, я понимаю, что корень зла под названием «непрофессионализм» лежит в сфере образования.
На выбор смысловых ориентиров и ценностей подростка в большей степени влияют родители, поэтому так важно взаимодействие и взаимопонимание родителей и учителей.
Любая учебная дисциплина, химия в том числе, даёт ученику ориентировку в предметном мире.
Чем больше внутрипредметных и межпредметных связей образуется за время обучения, тем выше умственные способности и возможности ученика.
Поэтому я скептически отношусь к заявлениям некоторых учеников и их родителей, что «химия им не нужна». И ссылаюсь на В. Франкла: « Смысл должен быть найден, но не может быть создан».
Никого ничему насильно научить нельзя, можно только научитьСЯ.
В каждом конкретном случае я исследую неуспешность ученика, исходя из диагностики и педнаблюдений за КАЖДЫМ учеником на КАЖДОМ уроке.
С годами я научилась диагностировать и прогнозировать процесс развития и саморазвития каждого конкретного ученика.
Я могу составить прогноз об учебных возможностях любого ученика даже по невербальным признакам. Контрольные тесты только подтверждают мои выводы.
На уроках всегда присутствуют ситуации моральной ответственности, и я учу подростков «стать зрителями своих желаний», оценивая рейтингом все их действия при освоении учебной дисциплины.
Поэтому поставленные мной «тройки», описанные выше, станут мотиваторами самовоспитания и саморазвития учеников в следующем учебном году.
Данным описанием ситуации я ограничусь, так как мной неоднократно описывалась авторская технология эффективного обучения, основанная на пяти принципах, рейтинговая система оценивания всех видов учебной деятельности и метод поэтапного формирования умственных действий при освоении учебного материала.
Есть об этом мои статьи на Педсайте в ВК и на сайте ПЕРЕМЕНА/ Помощь в достижении высоких результатов в учебе и профессии. В свободном доступе есть моя книга «Научись учиться. Как учиться легко и с удовольствием»,
Цель данной статьи — получить обратную связь от родителей и коллег.
Всегда ли стоит поступать профессионально?
Может, в описанной ситуации следовало «нарисовать» четверку и оградить себя от несправедливых претензий?
А как думаете Вы?