Есть ли на Руси качественное образование?

Опубликовано Опубликовано в рубрике Новости

Учитель, как и дерево, познаётся по плодам

3 года назад в  моей жизни возникла   такая ситуация, что я   не достигла в онлайн-обучении гарантированных тренером  результатов, хотя люблю и умею учиться.

Эта ситуация  наводит на некоторые размышления…

Специалисты  обучения, в интернете их легионы,   не прилетели к нам с других планет.

Они обучались в наших школах, что теперь и транслируют  миру: безответственность, дилетантский подход, свои ценности: свобода, деньги, путешествия, желательно сразу, много, не напрягаясь.

 

Применяемые ими маркетинговые уловки с сомнительными гарантиями  направлены на то, чтобы забрать у Вас деньги.

 

Вполне возможно, что они в своё время не были лучшими  учениками, что не меняет ситуации в целом,  ни в школе, не в интернете.

Кто виноват?

Даже Америкой признан факт, что советское образование было  лучшим  в мире.

 

В советской школе  в 10 классе сдавали 8 экзаменов, к которым готовились все годы обучения.

 

Экзамены в школе были неотвратимы, поэтому дополнительной мотивации к учёбе не требовалось, к тому же   среднее образование не было обязательным (до 70-х годов).

 

Кому трудно было учиться, тот шел в ПТУ или работать, потом в вечернюю школу. Т.е. были варианты у подростков и их  родителей.

 

Сейчас среднее образование обязательно. Если не в школе, то в техникуме, выдаётся такая же программа по учебным  дисциплинам, но за меньшее время.

 

И  это уже ПРОФАНАЦИЯ идеи среднего образования.

 

Это ведёт к припискам и процентомании,  и качественным  знаниям в этом случае неоткуда взяться.

 

Когда  среднее образование стало обязательным, пришлось  выучивать всех, даже учеников, которым трудно давалась учёба по разным причинам.

Возникла необходимость  создавать очень сильную мотивацию к учебе, и в школе стали уделять много внимания  внеклассной работе

(сейчас это преподносится, как новое достижение —  геймификация образования   )

 

Внеклассная работа  занимает очень много времени учителя. Я свою маму, учителя математики средней школы,  больше в школе помню, чем дома.

Она вела математический кружок, с учениками  готовила и каждый месяц проводила какие-то внеклассные мероприятия: вечера, КВНы, БРЕЙН-ринги и т.д.; Кружковцы готовили спектакли, газеты, плакаты, радиопередачи  и т.д., экзамены по математике у неё всегда сдавали ВСЕ.

 

В наше время в  8-м классе ещё многие-многие школьники  не знают, по каким учебным  дисциплинам будут сдавать ЕГЭ.

Следовательно, высокий балл получить без  специальной подготовки уже невозможно, так как  потеряно 4 года, за которые:

  • ученик привык лениться,
  • не получил навыков организации учения,
  • не узнал  своих возможностей,
  • не умеет использовать внутрипредметные и межпредметные связи и т.д., и т.п.

Что делать?

Чтобы обучать качественно, как в советской школе, у  меня разработана рейтинговая система оценивания всех видов деятельности учеников в образовательном процессе.  Начала я её создавать  в 1994-95 учебном  году, когда я училась на курсах учителей — исследователей. 5 лет я её доводила до технологии под руководством 2х профессоров, потом 5 лет работала сама над улучшением. Потом 5 лет пропагандировала на разных учительских мероприятиях: городских, региональных, областных.

С 1995-96 учебного  года  и до 2015-16 учебного года мои результаты были выше средних по городу, благодаря авторской образовательной технологии, которая включает  РСО, организацию проектной деятельности, систему нестандартных  уроков  и основана  на определённых принципах обучения.

Результаты образовательной деятельности

Результаты образовательной деятельности 2

В 2010 г. в журнале «Химия в школе» №9 была напечатана моя статья «Радость ученичества», до этого и после этого написаны разные статьи (в разных местах) про мотивацию и качество обучения.
Я оцениваю все виды деятельности в учебном процессе и суммирую: НА КАЖДОМ УРОКЕ, на всех внеклассных мероприятиях.

Для примера ниже  Листы контроля индивидуальных рейтингов, в которых учитывается поурочный рейтинг каждого студента  одной группы за прошлый учебный год, (а у меня их было 19 групп, по каждой группе 4-5 Листов контроля ИПР ).

Лист контроля ИПР

Лист контроля ИПР 2

итоги 2015-2016

По каждому ученику/студенту могу сказать, как он занимался и каких достиг успехов на каждом уроке, чего достиг в течение года, какой получил результат, а не только оценку, какой выполнил проект, в каком виде представил самостоятельную работу в течение всего курса обучения химии (8,9,10,11 классы в школе, 1 и 2 курс техникума)

 

20 лет я вела не только    Листы контроля ИПР, но и другую диагностику для учёта индивидуальных особенностей и учебных возможностей  своих подопечных, так как эффективное обучение без этого невозможно.

Да, это отнимает силы и время.

Но закон сохранения никто не отменял: СКОЛЬКО ВЛОЖИШЬ, СТОЛЬКО И ПОЛУЧИШЬ.

Для обучающихся этот закон работает так же, как и для меня.

 

С течением времени ученики/студенты  убеждаются, что у меня надо работать на каждом уроке, что это неотвратимое обстоятельство.

Что легче понемногу набирать баллов на каждом уроке, чем в конце курса, выполняя зачётные работы, которые предусмотрены для выполнения рейтинг-плана.

Первый этап в работе по моей авторской технологии: «стань зрителем своих желаний».

То есть, хочется на уроке поговорить с соседом или «посидеть» в соцсетях, а надо выполнять задание, чтобы получить высокий рейтинг.

Хочется  после уроков только отдыхать, а надо выполнять самостоятельные работы.

Так у обучающихся  появляется ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ РЕЗУЛЬТАТЫ в учёбе.

Уже во 2 полугодии студенты заинтересованно смотрят Листы контроля после каждого урока, а на уроке заинтересованно участвуют в обсуждении своего ИПР (индивидуального поурочного рейтинга).

 

Польза может быть от занятий с репетитором – наставником, который помогает ученику развиваться, а не только готовит к ЕГЭ.

Ещё польза будет от небольших курсов,

таких как «Создай прорыв в учёбе»

С помощью КЕЙС-метода на материалах внеклассного чтения я планирую донести до учеников  принципы обучения.  Те принципы обучения, которые я определила из опыта  педагогической династии, многократно проверенные в реальных учебных процессах (школа\техникум), которые позволяют и сейчас обучать с результатом, как в советской школе. Поэтому начнём с КЕЙС-метода и онлайн-конкурсов.  Про другие методы и условия качественного обучения  расскажу в другой раз.

Ещё я  руковожу ученическими проектами более 20 лет, так как понимаю ценность для ученика опыта проектной деятельности. В прошлом году у меня было 14 индивидуальных проектов, в этом году для своих студентов я провела онлайн-конкурс как групповой проект: 26 человек -регистрация, 17 участвовало, 7 победителей, я провела более 150 индивидуальных консультаций (офлайн) для участников конкурса.

Репетиторством по химии я  занимаюсь, используя весь свой опыт для развития учеников.

Ценности  школьного образования

Высшая награда советской школы, золотая медаль, ценилась высоко.

При поступлении в ВУЗ достаточно было  сдать  только экзамен по профильному предмету, подтвердив свою пятёрку.

 

Когда я окончила  школу, была единственной медалисткой на город и район.

Сейчас ежегодно только город даёт 30 и более медалей, хотя количество учеников уменьшилось, а программы не стали проще.

 

Это показывает, что изменились требования к качеству обучения.

Советская школа давала системные знания.  Сейчас, по тем учебным дисциплинам, которые ученику сдавать не надо, «4» и «5» могут просто нарисовать в журнале и в аттестате.

И это сразу выявляется входной диагностикой. Я сталкивалась с этим ежегодно!

 

Не хочу развивать эту мысль,  дилетанты и недоучки в нашей жизни встречаются на каждом шагу!

И они не прилетают из космоса. Это бывшие ученики наших школ и профессионального образования.

профессионалы нужны в любой профессии

 

 

 

Есть ли на Руси качественное образование?: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *