На чьей совести «тройки»?

«Образование есть то, что остается, когда забывается всё, чему нас учили» /А. Эйнштейн/

               В этом учебном году двум ученикам – десятиклассникам  по химии я поставила за год оценку «3», не принимая во внимание  тот факт, что эта «тройка» у них  из итоговых оценок – единственная.

Родители были возмущены и недовольны тем, что учитель не посчитал необходимостью понизить уровень требований к их  детям  на основании заверений, что «химия  им не нужна».

«Пусть эта «тройка» будет на совести учителя», — заявила одна из родительниц.

Я работаю в образовании 33 года.  Имею высшую квалификационную категорию.

Последние 20 лет отношения всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей, — постепенно менялись, как менялась сама школа.

В настоящее время  школа  не учит и воспитывает, а оказывает образовательные услуги, и я часто слышу вопрос от недовольных родителей: «Чем там (в школе),  вообще, учителя занимаются?»

 При этом родители часто – не помощники учителя, а наблюдатели.

Иногда родители оказывают открытое противодействие учителю, жалуются на учителя администрации: слишком высокий уровень требований, придирается к ученикам,   мало интересных фильмов показывает на уроках  и т.п.

Я отношусь к педагогической династии с 200- летним стажем. В моей семье всегда говорили: «Учитель и родитель воспитывают личным примером. Воспитание в школе – это главное, ради чего дети в школу ходят».

ЗАЧЕМ, ЧЕМУ и КАК учить – вечные вопросы образования, которые решаются или НЕ решаются во всех образовательных процессах: в школах, в техникумах и ВУЗах, на разных онлайн-курсах в интернете, на занятиях с репетиторами и т.д. и т.п.

Я уверена, что никогда и никто  не сможет заменить учителя-профессионала, т.к. нельзя СОЗДАТЬ/ воспроизвести профессиональную интуицию. Учитель – творец и создатель учебного процесса, и его непосредственный участник, имеющий возможность мгновенного реагирования, изменения учебной ситуации.

Более 20 лет я помогаю своим воспитанникам получать высокие результаты не только по химии, но и по другим учебным дисциплинам. Сталкиваясь постоянно и повсеместно с недоучками и дилетантами в жизни, я понимаю, что корень зла под названием «непрофессионализм» лежит в сфере образования.

На выбор смысловых ориентиров и ценностей подростка в большей степени влияют родители, поэтому так важно взаимодействие и взаимопонимание родителей и  учителей.

Любая учебная дисциплина, химия в том числе, даёт ученику  ориентировку в предметном мире.

 Чем больше внутрипредметных и межпредметных связей образуется за время обучения, тем выше умственные способности и возможности ученика.

Поэтому я скептически отношусь к заявлениям некоторых учеников и их родителей, что «химия им не нужна». И ссылаюсь на В. Франкла: « Смысл должен быть найден, но не может быть создан».

Никого ничему насильно научить нельзя, можно только научитьСЯ.

В каждом конкретном случае я исследую неуспешность ученика, исходя из диагностики и педнаблюдений за КАЖДЫМ  учеником на КАЖДОМ уроке.  

С годами я научилась диагностировать и прогнозировать процесс развития и саморазвития каждого конкретного ученика.

 Я  могу составить прогноз об учебных возможностях  любого ученика даже  по невербальным признакам. Контрольные тесты только подтверждают мои выводы.

На уроках всегда присутствуют ситуации моральной ответственности, и я учу подростков «стать зрителями своих желаний», оценивая рейтингом все их действия при освоении учебной дисциплины.

 Поэтому поставленные мной «тройки»,  описанные выше, станут мотиваторами  самовоспитания и саморазвития учеников в следующем учебном году.

Данным  описанием ситуации я ограничусь, так как  мной неоднократно описывалась авторская технология эффективного обучения, основанная на пяти принципах,    рейтинговая система оценивания всех видов учебной деятельности      и метод поэтапного формирования умственных действий при освоении учебного материала.

Есть об этом  мои статьи на Педсайте в ВК и на сайте ПЕРЕМЕНА/ Помощь в достижении высоких результатов в учебе и профессии. В свободном доступе есть моя  книга «Научись учиться. Как учиться легко и с удовольствием», 

Цель данной статьи  — получить обратную связь от родителей и коллег.  

Всегда ли стоит поступать профессионально?

Может, в описанной ситуации следовало  «нарисовать» четверку и оградить себя от несправедливых претензий?

 А как думаете Вы?

Данная статья была опубликована мной на ресурсе https://aftershock.news/?q=node/764321